Обзор изменений законодательства, связанных с мерами защиты бизнеса в условиях пандемии
На протяжении последних двух недель в России постепенно принимались меры, необходимые для защиты бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Линия Права предоставляет обзор самых главных изменений законодательства и имеющихся предложений.
КОРОНАВИРУС КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
Обстоятельства, связанные с распространением коронавирусной инфекции, могут повлиять и на возможность сторон вовремя и в полном объеме исполнять свои обязательства по договору.
Российское гражданское законодательство позволяет освободить сторону от ответственности за неисполнение договорных обязательств в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Кроме того, договор может быть также изменен или расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
Мы проанализировали, какие нормативные основания есть у компаний, попавших в тяжелую ситуацию, приостановить исполнение договора или же вовсе отказаться от его исполнения, избежав применения договорных санкций.
Является ли коронавирус обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)?
Российское законодательство относит коронавирусную инфекцию как к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих[1], так и к эпидемиям[2], Данный факт в совокупности с ограничениями, вводимыми органами публичной власти в связи со вспышкой заболевания, позволяют называть коронавирусную инфекцию форс-мажором. Но является ли обстоятельством непреодолимой силы именно распространение инфекции?
Торгово-промышленная палата России (ТПП) и региональные ТПП уже выдают сертификаты о форс-мажоре в связи с последствиями заболевания. В таких документах в качестве форс-мажорных обстоятельств фиксируется не само заболевание, а ограничительные и иные меры, применяемые органами публичной власти на территории страны.
Указ Мэра Москвы[3] устанавливает, что распространение коронавирусной инфекции является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который, в свою очередь, является обстоятельством непреодолимой силы.
Таким образом, обстоятельством непреодолимой силы будет являться не само распространение заболевания, а вводимые органами публичной власти ограничения.
Что мы рекомендуем?
КОРПОРАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ
В связи с постепенно вводимыми превентивными мерами с целью предотвращения распространения короновируса и различными рекомендациями органов государственной власти, в настоящий момент особо актуальным для бизнеса становиться вопрос проведения общих собраний акционеров.
В соответствии с российским законодательством до недавнего времени для принятия решений по ряду вопросов в акционерных обществах общие собрания акционеров обязательно должны были проводиться в форме совместного присутствия акционеров (форма очного голосования).
Однако 18 марта 2020 вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2020 № 50-ФЗ «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон). Согласно ст. 2 Закона до конца 2020 года российские акционерные общества вправе проводить общие собрания акционеров в форме заочного голосования независимо от вопросов, которые подлежат рассмотрению.
Обращаем внимание, что данным правом общества могут воспользоваться только в случае принятия советом директоров (наблюдательным советом) решения о возможности проведения голосования в заочной форме.
Тем не менее, на практике существует проблема проведения годовых общих собраний акционеров, сроки проведения которых уже были утверждены. Уже существуют предложения разрешить российским акционерным обществам перенести сроки проведения уже утверждённых годовых общих собраний акционеров[4].
Кроме того, Банк России также подготовил предложения по проведению ряда мер, способствующих снижению нагрузки на российские акционерные общества. В частности, предполагается:
Мы положительно оцениваем указанные изменения, тем не менее надеемся, что будут даны какие-то дополнительные рекомендации относительно того, как акционерным обществам осуществлять свою деятельность.
МОРАТОРИЙ НА ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
Во исполнение недавнего Указа Президента РФ[6] Правительство разработало Законопроект № 931192-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Среди прочего, данный законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство о банкротстве.
Ключевым изменением является наделение Правительства РФ правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве.
Как будет работать данный мораторий?
Законопроект (в текущей редакции) предусматривает следующие условия моратория на возбуждения дел о банкротстве:
В случае введения моратория запрещается:
Законопроектом предусматривается ещё и ряд других положений, касающихся процедур банкротства после окончания периода моратория, а также относительно заключения мировых соглашений в случае, если дело о банкротстве было возбуждено по заявлению должника.
В целом, мы положительно оцениваем данные изменения, так как они помогут избежать банкротств компаний малого и среднего бизнеса в неблагоприятные экономические периоды для страны.
НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ
В силу чрезвычайных обстоятельств и в связи с уменьшением деловой и потребительской активности из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции были приняты, в числе прочих, и налоговые меры.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в отраслях туризма и авиаперевозок, а также в сферах физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии, предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г.[7]
В отношении компаний и предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр малого и среднего предпринимательства, до 1 мая не будут применятся меры принудительного взыскания задолженности[8]. Данный мораторий распространяется на требования об уплате налога в отношении имеющейся недоимки и принятие решений о взыскании налогов и страховых взносов.
До 1 мая 2020 г. приостановлено назначение новых и проведение уже назначенных выездных налоговых и таможенных проверок. Незавершенные проверки применения ККТ и валютного законодательства, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях будет осуществляться без непосредственного контакта с налогоплательщиками (по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, по почте)[9].
Ставка налога на доход в виде дивидендов и процентов будет составлять 15% для компаний, работающих в офшорных юрисдикциях[10]. Повышение ставки налога на доход в виде дивидендов вступит в силу с 1 января 2021 года и не будет распространяться на доходы, полученные в 2020 году, а также не затронет процентных доходов, которые выплачиваются по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний или займам, предоставляемым иностранными банками.
Налог на процентный доход по банковским вкладам, сумма которых превышает 1 миллион рублей, с 2021 года будет составлять 13%.
В налоговых органах создаются ситуационные центры для экономического мониторинга в связи с коронавирусом, куда в онлайн-режиме подается информация о мониторинге ситуации с коронавирусом от всех федеральных органов исполнительной власти[11].
Указанные налоговые меры направлены, с одной стороны, на минимизацию распространения коронавирусной инфекции путем исключения непосредственного взаимодействия сотрудников государственных органов с неопределенным кругом лиц, с другой стороны, на поддержку субъектов хозяйственной деятельности и минимизацию негативных экономических последний, вызванных пандемией коронавируса.
Указанные изменения мы также можем охарактеризовать как необходимые для поддержания малого и среднего бизнеса в России. Тем не менее, существует ряд вопросов касательно повышения налога для лиц, работающих в оффшорных юрисдикциях, так как такие изменения будут затрагивать международные соглашения Российской Федерации.
[1] Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
[2] Абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[3] Указ Мэра Москвы от 14.03.2020 № 20-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».
[4] https://linnew.ru/registratory-prosyat-bank-rossii-dat-rekomendatsiyu-ao-perenesti-sroki-uzhe-utverzhdennyh-ochnyh-gosa-ili-provesti-ih-zaochno/?_utl_t=fb&fbclid=IwAR2o_aZm_HMp4MJGoejMUosZd-gYwaTXlN2BDbHtXH916HbbwWzul5OWkXI
[5] https://www.cbr.ru/press/PR/?file=20032020_133645if2020-03-20T13_36_08.htm
[6] Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»
[7] Поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № ММ-П13-1953 и 19.03.2020 № ММ-П13-2045.
[8] Обращение Президента к населению от 25.03.2020.
[9] Приказ ФНС от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@.
[10] Обращение Президента к населению от 25.03.2020.
[11] Приказ от 17 марта 2020 г. N ЕД-7-1/168@ «О создании федерального и региональных ситуационных центров ФНС России для оперативного мониторинга ситуации в экономике».