Корпоративное право / слияния и поглощения

No items found.

Законопроект о редомициляции непубличных компаний: новые возможности для российского бизнеса в условиях санкций. Статья Валерии Качура, Павла Аксенова и Мирзы Цахаева

Корпоративное право / слияния и поглощения

No items found.

В условиях усиления санкционного давления на российский бизнес особую актуальность приобретают механизмы защиты активов и возврата контроля над иностранными компаниями, контролируемыми российскими резидентами. Внесенный в Госдуму Законопроект № 899292-8 предлагает расширить возможности редомициляции непубличных компаний в специальные административные районы РФ. Этот шаг направлен на преодоление правовых барьеров, связанных с запретами на смену юрисдикции в странах первоначальной регистрации компаний.

Cуществующее регулирование предусматривает ряд требований для инкорпорации международных компаний (ч. 3 ст. 2 ФЗ «МК»). В частности, одним из требований является, что ценные бумаги иностранной организации-учредителя по состоянию на 01.03. 2022 должны пройти процедуру листинга на российской бирже или иностранной бирже, которая соответствует критериям, установленным ФЗ «О рынке ценных бумаг». Таким образом, можно сделать вывод о том, что инкорпорировать международную компанию ее учредители (публичные акционерные общества чаще всего будут в организационно-правовой форме ПАО. Данный факт также подтверждается требованием к такой компании об образовании совета директоров в составе не менее, чем из трех членов.

Законопроект предлагает исключить данное требование и включить формулировку о том, что акционерами или бенефициарными владельцами компании должны являться валютные резиденты РФ. Таким образом, компания может быть инкорпорирована в САР РФ, вне зависимости от факта выпуска ценных бумаг и их обращаемости на бирже.

Рассматриваемое нововведение позволяет российским резидентам, контролирующим иностранные непубличные компании, перевести их под юрисдикцию РФ даже в случаях, когда редомициляция запрещена в стране первоначальной регистрации. Это особенно актуально в условиях блокировки активов и ограничений со стороны «недружественных» государств. На практике бизнес сталкивается с рядом трудностей в странах первоначальной регистрации компаний, например, регистратор отказывается совершать ряд действий по исключению компании из реестра или выдавать необходимые для «переезда» документы, ссылаясь на политику комплаенса, а зачастую и вовсе отказываясь объяснять причины отказа.

Еще одним преимуществом является то, что международные компании получат возможность применять инструменты корпоративного управления, которые доступны международным компаниям, создаваемым в ходе редомициляции, а также более гибкие подходы к организации органов управления и выпуску различных категорий (типов) акций. Более того, перевод активов под российскую юрисдикцию минимизирует риски их блокировки или принудительного изъятия за рубежом. Репатриация капиталов и деятельность в САР способствуют увеличению налоговых поступлений и стимулируют инвестиционную активность.

В заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемый законопроект представляет собой важный шаг, направленный на поддержку российских компаний в условиях экономических санкций и ограничений. Упрощение процесса регистрации в САР позволит многим бизнесам сохранить контроль над своими активами и избежать сложностей с управлением компаниями за границей. Открытая дискуссия среди юристов, бизнесменов и государственных органов поможет выработать наиболее эффективные решения для защиты интересов всех участников рынка.

Будем продолжать следить за формированием нормативной базы по данному вопросу.

Валерия Качура

Старший партнёр, руководитель практик «Корпоративное право/M&A» и «Семейное право»

Павел Аксенов

Младший юрист практики «Корпоративное право/M&A»

Мирза Цахаев

Младший юрист практики «Корпоративное право/M&A»

Материалы