24 июня ГосДума в третьем чтении приняла законопроект о внесении изменений в ст. 21 Закона об ООО1 , которым предусматривается отмена преимущественного права выкупа долей другими участниками компании.
Какие изменения вносит законопроект?
- В уставе ООО можно предусмотреть отмену преимущественного права в отношении некоторых участников. Такие участники должны быть определены в уставе: прямо поименованы или обладающие определенными признаками, например, имеют долю в уставном капитале общества не менее или не более определенного размера. Также в уставе могут быть предусмотрены условия (наступление или ненаступление определенных обстоятельств и (или) срок) применения правил о преимущественном праве в отношении некоторых участников.
- Решение о внесении такого положения в устав общества принимается единогласно всеми участниками. Решение об исключении такого положения из устава принимается большинством не менее двух третей голосов участников общества (повышенный порог может быть предусмотрен уставом).
- Факт принятия решения о внесении или об исключении положений о преимущественном праве подтверждается путем нотариального удостоверения.
- К лицу, приобретшему доли у участника, к которому согласно уставу не применяются правила о преимущественном праве, автоматически не применяются правила об отмене преимущественного права. В отношении нового участника, желающего, чтобы к нему не применялись правила о преимущественном праве, должно быть принято новое решение общего собрания и внесены соответствующие изменения в устав.
- Участник, намеренный продать свою долю, вправе запросить у общества сведения о лицах, в отношении которых применяются правила о преимущественном праве покупки доли. Сведения должны быть предоставлены не позднее чем 5 рабочих дней со дня получения запроса.
В чем новизна законопроекта?
При обсуждении преимущественного права покупки доли невозможно не вспомнить знаменитое и крайне резонансное дело «Яна Тормыш»2. Кратко напомним фабулу дела: в 2020 году ВС РФ рассмотрел дело о признании недействительным пункта устава, которым устанавливалось преимущественное право покупки доли по заранее установленной цене (номинальной стоимости). Миноритарный участник хотел продать свою долю третьему лицу по действительной стоимости, а остальные участники общества выразили намерение приобрести долю миноритарного участника по номинальной. Суд прямо указал, что право преимущественной покупки доли может быть изменено или полностью отменено уставом общества.
Дело «Яна Тормыш» раскололо юридическое сообщество на два лагеря: одни увидели в деле рождение нового диспозитивного регулирования в отношении преимущественного права, а вторые - лишь исключение из общего правила. Нотариусы же в большинстве своем отказывались удостоверять уставы, которыми отменялись правила о преимущественном праве.
Споры не утихают и по сей день: императивны ли нормы об обязательности преимущественного права или же дело «Яна Тормыш» официально позволило его отменять?
Отметим, в пояснительной записке к законопроекту указано, что участники непубличного общества не могут отказаться от преимущественного права (именно таково, по мнению субъекта права законодательной инициативы – Правительства РФ, было нормативное регулирование до принятия законопроекта), после чего отмечается противоположная позиция ВС РФ, приведенная им в деле «Яна Тормыш».
Мы же со своей стороны отметим, что данный законопроект разрешил все противоречия: теперь в уставе можно отменить применение правил о преимущественном праве покупки доли. ГосДума, спустя 5 лет, легализовала позицию ВС РФ.
Каково значение законопроекта для бизнесменов и юристов?
Возможность отмены преимущественного права однозначно является одним из проявлений диспозитивности норм корпоративного права. Законодатель предоставил бизнесу еще больше возможностей для его успешного ведения. Неприменение правил о премправе покупки позволит ускорить переход долей между лицами и процедуры, связанные с изменением структуры корпуправления, а также расширит возможности реализации различных подходов по структурированию сделок с долями.
1 https://sozd.duma.gov.ru/bill/788656-8#bh_histras
2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 306-ЭС19-24912 по делу № А65-3053/2019