EN
EN

Инфраструктурные бюджетные кредиты: регион становится кредитором в проектном финансировании

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Механизм предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов был анонсирован Президентом РФ в послании Федеральному собранию[1].

Кредитование будет осуществляться на следующих условиях:

cтавка не более 3% годовых, срок погашения до 15 лет. Планируется, что до конца 2023 года объем кредитов составит не менее 500 млрд рублей;
кредит предоставляется под конкретный проект, прошедший экспертизу на федеральном уровне;
приоритет – проекты в сфере автодорожной инфраструктуры, ЖКХ, общественного транспорта, туризма, проекты в социальной сфере, проекты комплексного развития территорий;
порядок расчета объема предоставляемых инфраструктурных кредитов, а также порядок отбора проектов должны быть утверждены до 01 июня 2021 года[2]. Размер кредита будет рассчитываться с учетом проводимой субъектом РФ ранее долговой политики: «чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов»[3].

Какие возможности инвестиционные кредиты открывают в сфере ГЧП и проектного финансирования?

Прежде всего нужно обратить внимание на следующее:

инфраструктурный кредит является выгодной альтернативой или дополнением к банковскому финансированию.

Инвестиционный кредит позволяет получить «длинные дешевые деньги».  С учетом того, что ключевая ставка ЦБ РФ составляет (на 29 апреля 2021 года) 5% с перспективами роста, инфраструктурный кредит может ощутимо улучшить финансовые показатели проекта.

Горизонт финансирования в 15 лет вполне позволяет использовать инфраструктурные кредиты в проектах с длительным сроком возвратности инвестиций, а также сочетать их с краткосрочным, но и более дорогим банковским финансированием;

субъекты РФ могут быть заинтересованы в дополнительном обеспечении возвратности инфраструктурного кредита и соответствующем обеспечении.  

Так как бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, полагаем, что наибольший интерес у регионов возникнет в отношении проектов, генерирующих доход за счет коммерческой деятельности частного партнера (концессионера), а не за счет бюджетных обязательств региона.

В классических концессиях достаточным обеспечением интересов региона служило возникновение права публичной собственности на создаваемый объект. При грамотном структурировании проекта объем обязательств региона в инвестиционной части не превышал бы стоимость создания объекта (с учетом кредитной составляющей).

Предоставляя средства на реализацию проекта за счет бюджетного кредита, регион будет заинтересован в обеспечении возвратности средств: как и частный партнер (концессионер), регион является «заемщиком», а значит возникновение собственности на построенный объект уже не гарантирует всех интересов региона.  

Возвратность инфраструктурного кредита может обеспечиваться за счет уже отработанных механизмов, например, концессионной платы или платы частного партнера. В интересах региона ее можно определить как процент от получаемой концессионером (частным партнером) прибыли, но не менее размера, достаточного для погашения тела и процентов по инфраструктурному кредиту.

В этом случае субъект РФ будет заинтересован в применении дополнительных механизмов обеспечения обязательств частного партнера (концессионера) по возмещению тела и процентов по инфраструктурному кредиту.

Полагаем, что для такого обеспечения могли бы применяться классические механизмы проектного финансирования, в которых регион участвовал бы наравне с финансирующим банком:

пределение очередности удовлетворения требований региона и банка к концессионеру (частному партнеру). Очевидно, что акционерный долг должен быть субординирован по отношению к обязательствам перед банком и регионом. «Старшинство» обязательств банка и региона будет подлежать обсуждению;
обязательства перед регионом могут быть обеспечены залогами прав требования кредитора к третьим лицам, залоговыми счетами, поручительствами акционеров. Так как объем банковского финансирования может быть уменьшен за счет инфраструктурного кредитования, соответствующее уменьшение объемов обеспечения обязательств перед банком может быть использовано для обеспечения обязательств перед регионом. Банк и регион должны будут договориться о порядке удовлетворения требований за счет обеспечения;
регион, таким образом, становится еще одним «старшим» кредитором.

Конкуренция региона и банка в проектном финансировании не типична: регион по концессиям и ГЧП-проектам обычно выступает «гарантом» перед банком. В случае применения инфраструктурных кредитов регион становится также и самостоятельным кредитором.

Пока инфраструктурный кредит (500 млрд рублей до 2023 года) глобально не является конкурентом банковскому кредитованию по объемам финансирования, но с учетом стоимости финансирования банковский кредит безусловно проигрывает инфраструктурному.

В случае распространения инфраструктурного кредитования банки могут быть вынуждены скорректировать требования к платежным механизмам проектов и смягчить позицию безусловного «старшего» кредитора.

Порядок отбора проектов (фактически – требования к проектам), а также порядок определения размера инфраструктурного кредита подлежат определению, но именно от них во многом зависит, как конкретно поменяется механизм структурирования проектов с учетом инвестиционного кредита.

 


[1]   https://tass.ru/ekonomika/11214827

[2]   http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/65524

[3]   https://tass.ru/ekonomika/11214827

Участники