EN
EN

Как спасти концессию

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

В условиях непростой экономической ситуации государство принимает меры к поддержанию участников рынка и секторов экономики.

Первый пакет поправок по мерам поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций уже внесен в Государственную Думу ФС РФ[1].

По данным Национального центра ГЧП, на 30 декабря 2021 года в России действовало 3648 ГЧП-проектов[2].

Нет гарантии, что каждый концессионный проект получит финансовую поддержку, достаточную для преодоления кризисной ситуации. Означает ли это, что лучшим выходом, если экономика проекта не справляется с текущим экономическим окружением, является досрочное прекращение проекта? Некоторые участники концессий как с частной, так и с публичной стороны могут прийти к такому выводу. Но такое решение является «невозвратным»: прекращение концессионного соглашения приведет к недополученною внебюджетного финансирования, если еще не завершена инвестиционная стадия; к необходимости прекращения прав концессионера и передачи эксплуатации публичному партнеру; к принятию концедентом дополнительных бюджетных обязательств, так как досрочное прекращение КС влечет обязанность возместить понесенные затраты на создание и реконструкцию объекта.

Прекращение проекта может быть выходом из ситуации и привести к снижению издержек сторон, но только если продуманы все альтернативные варианты.

Первая и очевидная альтернатива – рассчитывать на получение дополнительных мер государственной поддержки. Тем не менее, меры поддержки в разработке, и не ясно, будут ли они актуальны для каждого конкретного проекта к моменту, когда будут приняты соответствующие нормативные акты.

Второй вариант – возмещение концедентом дополнительных расходов концессионера в связи с наступлением особых обстоятельств. Особые обстоятельства являются договорным механизмом, позволяющим минимизировать риски концессионера. Хорошо структурированные концессии так или иначе должны покрывать риски текущей ситуации. Одним из ключевых механизмов минимизации рисков, применяемых как последствие наступления особого обстоятельства, является возмещение концедентом дополнительных расходов концессионера в случае наступления соответствующего обстоятельства. При реализации этого варианта необходимо понимать, что требование о возмещении дополнительных затрат концессионера сопряжено с самостоятельным риском: публичная сторона в существующих реалиях еще меньше заинтересована в принятии на себя дополнительных бюджетных обязательств. Требование о возмещении дополнительных расходов может быть сопряжено с длительными спорами с публичной стороной и отвлечет стороны от иных возможных вариантов сохранения проекта.

Перспективным вариантом является применение иного последствия особых обстоятельств, которое обычно включается в КС: требование концессионера об изменении условий соглашения. В целях сохранения проекта могут быть увеличены сроки исполнения обязательств, изменены состав и параметры объекта соглашения, увеличен срок действия соглашения, снижены требования к эксплуатации. Такие изменения могут снизить затраты частного партнера и сохранить проект без увеличения бюджетных обязательств. При этом необходимо обратить внимание, требует ли корректировка соглашения изменения существенных условий.  В этом случае для концессий потребуется:

согласование с ФАС России, перечень оснований для которого ограничен[3].

Отметим, что в конце 2021 года указанный перечень был дополнен еще одним основанием: принятие концедентом решения об изменении условий концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы[4];

или

принятие судебного решения, подтверждающего требование концессионера об изменении условий КС.

Концессионер вправе требовать изменения условий КС как на основе специальных норм Закона о концессиях,  например, в случае увеличения совокупной налоговой нагрузки в силу принятия нормативного акта[5], так и на основании общих положений Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможности для стороны требовать изменения договора в судебном порядке, в частности, если это предусмотрено самим договором[6] или  при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (это основание сопряжено с подлежащим доказыванию сложным юридическим составом  и неоднозначной практикой применения)[7].

Итак, примерный алгоритм для сохранения концессионного соглашения может быть следующий:

    Проанализировать, какие условия КС не могут быть выполнены по объективным причинам или исполнение которых в текущих реалиях влечет к увеличению затрат частного партнера.  На этом этапе прорабатываются возможные варианты корректировки соглашения, оценивается возможность увеличения обязательств концедента, учитываются перспективы мер поддержки, анализируется необходимость согласования с ФАС России и (или) вероятность положительного судебного решения.
    Обсудить с публичным партнером возможность корректировки концессионного соглашения

При согласии публичного партнера на корректировку:

согласовать и подписать дополнительное соглашение, если не изменяются существенные условия;
получить согласие ФАС России, если изменяются существенные условия;
получить судебное решение, если соответствующее основание корректировки существенного условия КС не предусмотрено Правилами предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения. Данный вариант также применим, если публичный партнер опасается возможных последствий изменения соглашения: судебное решение подкрепляет позицию сторон.

При несогласии публичного партнера:

получить судебное решение в случае, если концессионер в соответствии с законодательством вправе требовать внесения изменений в КС.

Выполнить этот алгоритм поможет команда Линии Права:

практика Проектного финансирования и ГЧП проанализирует соглашение и разработает возможные варианты корректировки;
опыт юристов Линии Права в сфере медиации поможет провести переговоры концедента и концессионера,  найти выгодное для обеих сторон решение;
при необходимости подкрепления позиции судебным решением к проекту подключится Практика по разрешению споров и банкротству.

Мы исходим из того, что сохранение действующих проектов должно рассматриваться как приоритетное направление выхода из сложной ситуации, и готовы оказывать необходимое содействие.

 

 


[1]        https://lp.ru/LP_news_040322

[2]        https://rosinfra.ru/files/analytic/496/document/b6a4ea763ded19c57ed2e289642c8fb2.pdf

[3]        Пункт 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.

[4]        См. Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2594.

[5]        Часть 1 статьи 20 Закона о концессиях.

[6]        Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

[7]        Статья 451 Гражданского кодекса РФ.

 

 

Участники