EN
EN

Налоговые новости с 14.06.2018 по 19.06.2018

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Международное налогообложение

Циркуляр Центробанка Кипра от 14.06.2018

14.06.2018 Центральный банк Республики Кипр разослал сотрудникам всех кредитных организаций циркулярное письмо от 14.06.2018 № BS 6020, вводящее требование прекратить сотрудничество с «компаниями-оболочками» и избегать заведения деловых отношений с ними.

Под такими компаниями Центробанк предложил понимать непубличные компании с ограниченной ответственностью, соответствующие одному из критериев:

отсутствие физического присутствия в своей стране регистрации (кроме почтового адреса);
отсутствие экономической активности и самостоятельной экономической ценности, и отсутствие при этом документальных доказательств обратного;
регистрация в юрисдикции, где компании не обязательно представлять контролирующим органам аудированную финансовую отчетность;
наличие налогового резидентства в юрисдикции, признанной «налоговой гаванью», или отсутствие в принципе налогового резидентства.

При этом физическое присутствие Центробанк определил как наличие коммерческой цели присутствия и управления внутри страны. Центробанк также уточнил, что не будет считаться физическим присутствием присутствие третьего лица (адвоката, бухгалтера, провайдера трастовых и корпоративных услуг, действующего исключительно в качестве агента компании и/или представляющего только номинальные услуги, включая обязанности секретаря). При этом отсутствие нанятого персонала (включая номинальное присутствие одного человека в качестве сотрудника) будет истолковываться как недостаток физического присутствия.

Центробанк призвал кредитные организации изучить клиентскую базу, чтобы идентифицировать компании, которые подпадают под указанные критерии; оценить перспективу дальнейших деловых отношений с такими компаниями; проинформировать Центробанк об итогах проведенной работы до 31.07.2018.

Новости законодательства

Проект федерального закона в отношении налогообложения международных компаний

15.06.2018 в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изменение части первой и главы 25 части второй НК РФ в отношении налогового режима международных компаний.

Под международной холдинговой компанией предлагается понимать международную компанию, зарегистрированную в соответствии с ФЗ «О международных компаниях», которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:

зарегистрирована в порядке континуитета иностранной организации, которая была создана в соответствии со своим личным законом в период до 1 января 2018 года;
одновременно с представлением документов для государственной регистрации международной компании в регистрирующий орган представлены: (1) финансовая отчетность иностранной организации, в порядке континуитета которой зарегистрирована международная компания; (2) аудиторское заключение к финансовой отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения; (3) сведения о контролирующих лицах международной компании по перечню, устанавливаемому Министерством финансов РФ;
контролирующие лица международной компании стали таковыми в период до 1 января 2017 года.

Согласно законопроекту:

международные компании, зарегистрированные в порядке континуитета, в том числе международные холдинговые компании, в целях НК РФ признаются российскими организациями;
вводятся специальные критерии для признания лица контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке континуитета которой зарегистрирована международная компания (пониженные по сравнению со стандартными критериями признания лица контролирующим лицом иностранной компании);
доходы международной холдинговой компании в виде прибыли контролируемых иностранных компаний за налоговые периоды, заканчивающиеся до 1 января 2029 года, не подлежат обложению налогом на прибыль;
в НК РФ вводится статья 275.3 «Особенности определения налоговой базы международными компаниями, зарегистрированными в порядке континуитета, и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации»;
вводятся специальные налоговые ставки в отношении дивидендов, полученных международной холдинговой компанией, при соблюдении определенных условий (0%), и полученных иностранными лицами по акциям международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями (5%, до 1 января 2029 года);
устанавливаются условия для применения международными компаниями ставки 0% по налогу на прибыль в отношении доходов от реализации акций (долей участия) в российских и иностранных компаниях (в частности, применение такой ставки возможно при сроке владения 1 год).

Судебная практика

СУЭК-Кузбасс: постановление АС Кемеровской области от 09.06.2018

Верховный Суд направил данное дело, которое касается вопроса возможности применения пониженной ставки 5% налога на дивиденды у источника в РФ по нормам соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Кипром в отношении процентов, переквалифицированных в дивиденды на основании правил недостаточной капитализации, в случае если у заимодавца отсутствует прямое вложение в капитал заемщика.

Верховный Суд указал, что заем в соответствующей части должен признаваться в качестве вклада в капитал заемщика. Дело, однако, было направлено на новое рассмотрение для выяснения вопроса о наличии у заимодавца фактического права на доход (которое является обязательным для применения соглашения).

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика и указал, что в решении инспекции, вынесенном по результатам налоговой проверки, не приведено доводов и доказательств, что заимодавец являлся кондуитной компанией. Напротив, налоговым органом по результатам проверки самостоятельно была применена ставка налога на дивиденды 10% на основании соглашения, которая также предполагает наличие у получателя фактического права на доход.

Суд также указал, что доказательства, которые свидетельствуют о том, что бенефициаром дохода является иное лицо, были получены после окончания мероприятий налогового контроля.

Фельс Известь: Определение ВС РФ от 05.06.2018

Суд пришел к выводу, что в случае прощения участником долга по выплате процентов по предоставленному им займу (которые начислялись в составе расходов российского заемщика, но фактически не выплачивались) налогоплательщик не вправе применить освобождение доходов от налога на прибыль (было предусмотрено пунктом 3.4 статьи 251 НК РФ), поскольку фактической передачи денежных средств в размере прощенной задолженности участником не производилось.

Лента новостей Минфина и ФНС России

Письмо Минфина России и ФНС России от 31.05.2018 № сд-4-3/10523@

При уступке банком прав требования денежных средств, уплаченных при исполнении им обязательства по банковской гарантии, налоговая база по НДС определяется как сумма превышения суммы дохода банка от уступки прав требования над размером обязательства по банковской гарантии. Если указанная положительная разница сумм отсутствует, то налоговая база и сумма налога будут равны нулю.

Письмо Минфина России и ФНС России от 30.05.2018 N БС-4-11/10449@

В случае если организация прощает работнику заем путем заключения договора дарения, у нее не возникает обязанности уплатить с суммы займа страховые взносы.

Публикации в СМИ

Законопроекты о создании САР на островах Русский и Октябрьский внесены в Госдуму

Пакет законопроектов о создании специальных административных районов (САР) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области внесен в Госдуму.

«О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», «О международных компаниях», «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса РФ». Поправки в закон о валютном регулировании в отношении участников САР (передает «Интерфакс»).

«Донастройка» на 600 млрд рублей: кто заплатит за повышение НДС

24 мая вице-премьер Антон Силуанов говорил, что власти проведут «определенную настройку» налогов, «дошлифовку» налоговых предложений, после чего точно не будут менять налоги в течение следующих шести лет. В итоге власти решили не трогать НДФЛ и не вводить новых налогов (как, например, обсуждавшийся налог с продаж), но системообразующий налог на добавленную стоимость все-таки будет повышен.

С 1 января 2019 года ставка НДС будет поднята с 18 до 20%, объявили 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев и Силуанов. Ставка НДС в России составляет 18% с 2004 года, то есть будет изменена впервые за 15 лет (сообщает «РБК»).

Льготная ставка НДС пока сохранится

На обсуждение идеи отменить льготную ставку НДС в 10% чиновники потратили больше полутора лет. Но в итоге решено – во всяком случае на время: сначала нужно разработать и принять программу перехода на адресную социальную поддержку.

Отмена льготного НДС – элемент создания адресной системы соцподдержки, а ее нет. Без нее отказ от льготы будет просто способом пополнить бюджет (передают «Ведомости»).

 

Участники