EN
EN

Налоговые новости с 11.09.2019 по 17.09.2019

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Международное налогообложение

Google заплатит Франции около €1 млрд

Компания Google договорилась об урегулировании четырехлетнего расследования по делу об уклонении от уплаты налогов во Франции. По условиям договоренности с прокуратурой Франции Google заплатит штраф в размере €500 млн и, кроме того, еще €465 млн в виде дополнительных налогов.

Последний оплот банковской тайны на грани исчезновения

Кантон Берн намерен обратиться к парламенту Швейцарии с просьбой внести изменения в Закон о банках (LB), которые позволят наладить обмен данными на национальном уровне. Если это произойдет, то кредитно-финансовые учреждения страны будут передавать информацию о своих клиентах непосредственно в налоговые органы. В настоящее время такие сведения могут быть раскрыты только по решению суда, информирует телерадиокомпания RTS.

Парламент Берна полагает, что обеспечение прозрачности в этой сфере поможет кантону увеличить налоговые поступления, и считает логичным ввести автоматический обмен данными в стране, раз он уже существует за рубежом.

Новости законодательства

Законопроект о внесении изменений в 115-ФЗ

Росфинмониторинг разработал поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым юридические лица будут обязаны принимать меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (новая статья 6.2.).

Обязанность возлагается на органы управления юридического лица, в том числе органы, осуществляющие контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица.

Меры по предупреждению могут включать (но не ограничиваться):

сотрудничество с правоохранительными органами;
внедрение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок или финансовых операций;
информирование работников о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на предупреждение вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

Судебная практика

Группа ОНЭКСИМ: постановление АС Московского округа от 11.09.2019

Компания оказывала консультационные и юридические услуги иностранным организациям, зарегистрированным на Кипре и БВО. НДС с указанных операций не исчисляла, так как считала, что местом оказания данных услуг не является территория РФ.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали выводы инспекции о том, что управление иностранными компаниями фактически осуществлялось самой компанией с территории РФ, соответственно местом реализации услуг является территория РФ, и услуги подлежали обложению НДС.

Кассация изменила мотивировочную часть судебных актов нижестоящих судов в части выводов об управлении иностранными компаниями с территории РФ (оставлена квалификация услуг как облагаемых в РФ по критерию «место нахождения продавца» (подпункт 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ), поскольку общество не представило расшифровок оказанных услуг, позволяющих определить их содержание) и признала недействительным решение инспекции в части привлечения к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ за умышленную неуплату налога на основании следующих аргументов:

подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ предусматривает основной критерий для определения места осуществления деятельности покупателя – место государственной регистрации, а при ее отсутствии три иных критерия: – место, указанное в учредительных документах; – место управления; – место нахождения постоянно действующего исполнительного органа;
местом государственной регистрации иностранных компаний является Республика Кипр и БВО, следовательно, для целей подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ эти страны являются местом осуществления деятельности данными компаниями;
делая вывод, что местом управления иностранными компаниями является территория РФ, суды не установили какие-либо управленческие решения, принятые на территории России, а также принимавших их лиц;
такие обстоятельства как изъятие печатей и документов иностранных компаний в помещениях общества; наличие среди работников иностранных компаний только директоров; тот факт, что Прохоров М.Д. является бенефициарным владельцем общества и иностранных компаний; совпадение МАС-адресов некоторых иностранных компаний между собой, использование ими IP-адресов, выделенных обществу, не имеют значения для целей применения главы 21 НК РФ, поскольку местом нахождения исполнительных органов иностранных компаний является территория зарубежных государств;
судами не установлено, что Прохоров М.Д. влиял на принятие управленческих решений именно в этих иностранных организациях, и что в момент такого влияния он находился в РФ.

Сервисный торгово-логистический центр «Белаз-Урал»: постановление 18ААС от 28.08.2019

Компания наняла на должность коммерческого директора для выполнения дистанционной работы (вне места нахождения работодателя) физическое лицо – гражданина Республики Беларусь. НДФЛ с сумм выплачиваемого дохода не удерживала.

По мнению инспекции, указанные доходы признаются полученными от источников в РФ и признаются объектом обложения НДФЛ, который в данном случае должен исчисляться по ставке 30% и удерживаться компанией (налоговым агентом).

Суд встал на сторону инспекции, указав на следующие обстоятельства:

исходя из толкования подпункта 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ, вознаграждение директоров и аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
указанной нормой предусмотрено удержание налога у источника выплаты с вознаграждений всех директоров организации (в том числе генерального, коммерческого, исполнительного) и иных аналогичных выплат;
в соответствии с договором и штатным расписанием должность коммерческого директора отражена в должностях «Дирекция» и обозначена следующей, после генерального директора с установлением соответствующего оклада для руководящего состава.

Лента Минфина и ФНС России

Письмо Минфина России от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@: в судебных актах используются следующие критерии для отнесения объектов имущества к недвижимости (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и иных объектов, относящихся к недвижимости в силу прямого указания федерального закона: земельные участки, жилые помещения и т.п.):

наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами, подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т. ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Публикации в СМИ

Бизнес просит Верховный суд зафиксировать срок давности налоговых преступлений

Сейчас готовится постановление пленума Верховного суда, в документе будет объяснено, как применять законодательство об ответственности за налоговые преступления. Бизнес просит суд дать в постановлении четкие разъяснения: как исчисляется срок давности по налоговым преступлениям, где граница между налоговым преступлением и правонарушением и неуплатой налогов и хищением, когда действия контрагентов приводят к уголовной ответственности руководителей и должностных лиц предприятий.

Де-факто отмена срока давности по налоговым преступлениям содержалась в первой редакции проекта этого постановления – его обсудили на заседании рабочей группы при Верховном суде в июне. Тогда Верховный суд отложил принятие постановления на осень. Очередное заседание той же рабочей группы состоялось на прошлой неделе, рассказали «Ведомостям» два ее участника, они уверяют, что в новой редакции указания на длящийся характер налоговых преступлений уже нет.

Будущее налогового администрирования – бесконтактные технологии, - Михаил Мишустин

Новый налоговый режим для самозанятых – следствие появления цифровой экономики, возникновения цифровых платформ и новых трудовых отношений, подчеркнул Михаил Мишустин. Это льготный режим, который государство сделало, чтобы дать людям возможность без обременения и дополнительных административных барьеров встроиться в новую цифровую экосистему.

Для этой категории налогоплательщиков необходимо было создать удобный инструмент, чтобы при его использовании люди не замечали присутствия государства. Помимо создания мобильного приложения «Мой налог» Служба разработала API-интерфейс для интеграции с крупнейшими цифровыми площадками. Такое сотрудничество помогает их «капитализации», дает абсолютную налоговую прозрачность для государства и позволяет гражданам комфортно платить налоги. Партнерами ФНС России в этом процессе стало более 20 компаний, в том числе Яндекс, Сбербанк и ЦИАН, которые сегодня активно интегрируют API в свои сервисы. «Мы благодарим своих партнеров. Для нас такая интеграция – акт доверия со стороны бизнеса», - подчеркнул руководитель ФНС России.

Банк не вправе возобновлять операции по счетам налогоплательщика, если запрет инспекции не был отменен

Судебный акт о принятии обеспечительных мер не дает банку право возобновлять операции по счетам налогоплательщика, если решение налогового органа об их приостановке не было отменено. К такому выводу пришла ФНС России при рассмотрении жалобы.

Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2019 года

В Федеральной налоговой службе состоялось заседание расширенной коллегии, на котором глава Службы Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2019 года.

Открывая коллегию, он отметил, что ФНС России продолжает развивать положительную динамику налоговых поступлений. За восемь месяцев 2019 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило более 15 трлн рублей (+10,9% или 1,5 трлн рублей) в федеральный бюджет - 8,3 трлн рублей (+10,6% или 0,8 трлн рублей). Высокие темпы поступлений демонстрируют все основные налоги.

ФНС заявила об ослаблении валютного контроля за счетами в 92 странах

До конца года году Россия должна обменяться данными с 92 странами, рассказал Вольвач. «Ограничения по операциям со счетами в финансовых институтах этих стран должны быть сняты», — подчеркнул он.

Принципиальное изменение правил использования зарубежных счетов стало первой мерой по либерализации валютного контроля — самой долгожданной для физлиц. Согласно принятым 2 августа поправкам, с 1 января 2020 года будут отменены все ограничения на зачисление средств от нерезидентов на зарубежные счета, но при условии, что счет открыт в банке на территории одной из стран Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая участвует в автообмене.

«Под участниками ФАТФ мы понимаем не только членов (36), но и ассоциированное членство — 190 стран», — пояснил Вольвач.

ФНС рекомендует владельцам зарубежных счетов быть бдительными и следить за обновлениями списка стран — участников автообмена. «Страны, качество данных которых нас не устроит, могут быть исключены из списка. Это будет означать, что на счета в финансовых институтах этих стран льготы распространяться не будут.

Участники