EN
EN

Суд разрешил отдавать ЖКХ МУПам

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Верховный суд разрешил передавать объекты ЖКХ муниципальным предприятиям без проведения конкурса.

Такое решение было принято в результате рассмотрения иска управления ФАС по Камчатскому краю к администрации города Петропавловск-Камчатский. Поводом для иска стало решение местных властей о передаче объекта теплоснабжения в хозяйственное ведение МУПу. По итогам проведённой по инициативе компании “Камчатскэнерго” краевым УФАС проверки был сделан вывод, что передача имущества, которая была осуществлена без проведения конкурса, даёт МУПу преференции по доступу к объектам тепло- и электроснабжения, что противоречит закону “О теплоснабжении” и антимонопольному законодательству. На основании этого было выдано предписание о возврате имущества властям.

Городской администрации не удалось обжаловать это предписание в судах первой и апелляционной инстанций: оба раза судьи ссылались на норму, в соответствии с которой передача государственного имущества может производиться только после проведения конкурса либо аукциона. Но Арбитражный суд Дальневосточного округа, рассматривавший этот спор в кассационной инстанции, подошёл к делу с другой стороны, отметив, что закрепление имущества в хозяйственном ведении МУПа является правом собственника и потому такое решение не может быть незаконным.

Верховный суд, куда УФАС по Камчатскому краю и “Камчатскэнерго” обратились с жалобой, также встал на сторону муниципалитета. Рассмотрев обстоятельства дела, коллегия ВС РФ по экономическим спорам сделала вывод о том, что передача госимущества на праве хозяйственного ведения не является преференцией. В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса собственник имущества имеет право в любой момент передавать право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению. Также суд подчеркнул, что имеющееся в ФЗ “О теплоснабжении” требование о проведении конкурса либо аукциона для передачи имущества касается только случаев его передачи в аренду либо концессию, но “не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозведения”. Кроме того, в законе нет нормы, прямо запрещающей передачу ГУПам и МУПам госимущества на праве хозяйственного ведения.

“Ъ” отмечает, что случай в Петропавловске-Камчатском не единичен, известно ещё о нескольких аналогичных исках ФАС к муниципалитетам. Комментируя решение Верховного суда, глава антимонопольной практики Линии Права Алексей Костоваров называет его логичным, указывая, что таким образом суд разделил антимонопольное регулирование и гражданские правоотношения. Он отмечает, что эта тема “давно мучает рынок”:

ФАС пытается найти нарушения там, где их нет, и вмешивается в гражданско-правовые дела.

В ФАС придерживаются другой точки зрения и не собираются отступаться от своего видения решения проблемы. Замглавы ведомства Виталий Королёв заявляет, что ФАС намерено разработать совместно с Минстроем поправки в законодательство, ограничивающие перечень случаев, в которых передача имущества без проведения торгов на определённое время будет возможной при условии последующего осуществления конкурентных процедур. Глава Минстроя Михаил Мень уточняет, что в министерстве уже разработаны поправки, которые “позволят однозначно определять случаи и правила передачи на условиях безвозмездного пользования объектов коммунальной инфраструктуры на определённый срок”.

“Ъ” напоминает, что сейчас ведётся активная борьба с неэффективными ГУПами и МУПами и передача таких предприятий в частные руки путём их приватизации либо передачи в концессию. Уже заключено 1676 концессионных соглашений в сфере ЖКХ, на 1 июля в график передачи в концессию были включены около 600 из имеющихся в России примерно 4 тысяч унитарных предприятий. В планах Минстроя к 2020 году передать в концессию до 80% всех подконтрольных ему российских ГУПов и МУПов. Возможно, именно с этими планами и связано стремление министерства и антимонопольного ведомства пресечь расширение возможностей “коммунальных” МУПов.

Член Общественной палаты Мурманской области, исполнительный директор Мурманского регионального отраслевого объединения работодателей “Союз жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области” Юрий Дунин считает, что имущество должно принадлежать муниципалитетам:

В ФЗ-190 “О теплоснабжении” говорится, что ответственность за теплоснабжение, водоснабжение и подготовку к зиме несёт муниципальная власть. В то же время, в частности у нас, на территории Мурманской области, у муниципалитетов имущество, которое делает устойчивым жизнь в муниципальных образованиях, забирают, а ответственность за обеспечение теплом и водой оставляют за ними. Как муниципалитет сможет обеспечить устойчивое теплоснабжение и водоснабжение, если у него забирают имущество и отдают его в областную собственность, но при этом ответственность оставляют за муниципалитетом? <…> Муниципалитетам необходимо отстаивать своё право на собственность и распоряжение ею. То, что у администрации Петропавловска-Камчатского получилось это сделать, не может не радовать. Муниципалитет сам должен выбирать организацию, на качество работы которой он сможет повлиять.

Председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев также позитивно оценил решение Верховного суда:

Я сторонник того, чтобы стратегическими ресурсами, в частности водой и теплом, владели муниципалитеты, потому что у них остаётся очень мощный способ влияния на конечный продукт и его качество. В случае, когда все отдаётся ресурсникам, получается 100% монополия на владение и доставку ресурсов к потребителям. В этой связи можно вспомнить множество историй по поводу того, когда водоканалы отдавались частникам, а потом город был вынужден вкладывать бюджетные средства для их обратного выкупа, потому что рано или поздно наступал момент, когда потребители лишались качественной воды.
Если быть честным, то приходится признать, что, к сожалению, не всегда муниципалитеты становятся качественными собственниками. Есть пробелы в экономике, в управлении, но, с другой стороны, неэффективность владения перекрывает все издержки, которые возникают, если ресурсами владеют энергетики.

 

 

Источник: Давыдов.Индекс