EN
EN

Новые правила инвестирования пенсионных накоплений

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Центральный банк Российской Федерации (далее – Банк России) утвердил новое Положение, касающееся ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений (далее – Положение), взамен действующего в настоящий момент Положения № 451-П (далее – Положение № 451-П). Положение предусматривает следующие основные изменения.

Ужесточение требований

Продолжая курс на постепенное сокращение инвестиций в банковский сектор российской экономики, Банк России повысил требования к инструментам кредитных организаций в части рейтингов (более подробно описаны далее).

Отдельное внимание уделено инструментам, выплаты по которым установлены в виде формулы с переменными. Банковские депозиты с подобными выплатами могут находиться в составе структуры портфеля пенсионных накоплений НПФ до истечения их срока при условии, что инвестирование пенсионных накоплений в такие объекты осуществлено до вступления Положения в силу. Помимо этого, Банк России ввел ограничение в размере 10% портфеля для облигаций, выплаты по которым установлены в виде формулы с переменными или зависят от стоимости активов или исполнения обязательств третьими лицами. Причем такое ограничение применимо к указанным облигациям в совокупности с иными «неликвидными» объектами, указанными в Положении.

Ужесточились и иные количественные показатели в структуре инвестиционного портфеля пенсионных накоплений НПФ. Так:

 доля акций, соответствующих только одному из требований Положения (включение в высший список либо включение в список для расчета индекса ММВБ), сократится с 10% до 5% портфеля;

 доля бумаг связанных лиц также сократится – с 25% до 15% портфеля;

 доля инструментов кредитных организаций постепенно сократится к 1 января 2019 года – с 40% до 30% портфеля.

Обновление списка объектов для инвестирования

Положение предусматривает постепенное (к 30 июню 2019 года) исключение из состава пенсионных накоплений ипотечных сертификатов участия (далее – ИСУ). После вступления Положения в силу инвестирование средств пенсионных накоплений в ИСУ будет невозможно. Исключение составят инвестиции, произведенные в ИСУ до вступления Положения в силу и соответствующие описанным в Положении требованиям.

В то же время НПФ с некоторыми ограничениями смогут инвестировать средства пенсионных накоплений в договоры репо и сделки с производными финансовыми инструментами.

Договоры репо должны заключаться на организованных торгах и соответствовать одному из следующих условий:

 контрагентом по таким договорам может выступать только центральный контрагент;

 управляющая компания, осуществляющая инвестирование пенсионных накоплений НПФ, является покупателем по первой части договора репо, условия которого соответствуют требованиям Положения.

Производные финансовые инструменты могут входить в состав пенсионных накоплений, если

изменение их стоимости зависит от изменения:

 стоимости активов, которые могут входить в состав пенсионных накоплений фонда;

 значения индекса, рассчитываемого исходя из стоимости активов, которые могут входить в состав пенсионных накоплений фонда;

 величины процентных ставок, уровня инфляции, курсов валют.

Сделки с производственными финансовыми инструментами должны соответствовать следующим условиям:

 должны заключаться на организованных торгах с центральным контрагентом на основе заявок по наилучшим из указанных в них ценам;

 заявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам.

Банк России также предусмотрел количественные показатели для указанных активов: их стоимость должна составлять в совокупности не более 20% портфеля, а на дату заключения отдельных сделок – не более 10% портфеля с учетом заключенных сделок.

Новые требования относительно рейтингов

Нововведения, касающиеся уровня рейтингов, предусматривают использование Банком России для регуляторных целей рейтингов следующих рейтинговых агентств:

для иностранных объектов рейтинга – рейтинги, присваиваемые по международной рейтинговой шкале «большой тройкой» международных рейтинговых агентств (Fitch Ratings, S&P Global Ratings, Moody's Investors Service);

 для российских объектов рейтинга – рейтинги, присваиваемые по национальной рейтинговой шкале следующими агентствами:

 Эксперт РА – для кредитных организаций и региональных/муниципальных органов власти РФ;

 АКРА – без ограничений.

Уровни рейтингов в соответствии с принятыми Банком России документами также были ужесточены для инструментов кредитных организаций.

Выпуск облигаций кредитных организаций должен иметь уровень рейтинга не ниже «A-(RU)» по шкале АКРА, а эмитент либо поручитель по таким облигациям должен иметь уровень рейтинга не ниже «ruA-» по шкале Эксперт РА и «A-(RU)» по шкале АКРА (для российских объектов рейтинга) либо не ниже уровня суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации в соответствующей валюте по международной рейтинговой шкале хотя бы одного из рейтинговых агентств «большой тройки», сниженный на две ступени (для иностранных объектов рейтинга). Указанный уровень рейтинга ранее применялся для субординированных облигаций и в настоящий момент превышает требования для облигаций иных эмитентов на 4 уровня по национальной шкале и 3 уровня по международной.

Требования к кредитному рейтингу субординированных депозитов также усилились. Сейчас такой инструмент должен иметь наивысший уровень («AAA») кредитоспособности по национальной шкале, в то время как ранее было достаточно умеренного уровня по международной шкале («BBB» либо «Baa»).

Вступление в силу

За рядом исключений Положение вступит в силу 14 июля 2017 года. Положение № 451-П с указанной даты утрачивает свою силу.

Скачать PDF