EN
EN

На пути к единому экономическому пространству: участники ЕАЭС подписали договор о новом Таможенном кодексе

СтатьяКонтакты для прессы: pr@lp.ru

В Москве 11 апреля 2017 г. страны — участницы ЕАЭС1 подписали договор о новом Таможенном кодексе ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС).

С его вступлением в силу на территории ЕАЭС станет возможным единое союзное таможенное регулирование, а действие Таможенного кодекса Таможенного союза от 2009 г. прекратится.

Действующий Таможенный кодекс является документом «рамочного характера»; он передает большинство полномочий по таможенному регулированию странам – участницам ЕАЭС. Такой подход привел к возникновению существенных различий в таможенном регулировании таможенных процедур в соответствии с законами разных стран ЕАЭС. Причиной для разработки и принятия нового Кодекса стало стремление унифицировать таможенное регулирование стран – членов ЕАЭС и упростить условия ведения бизнеса в рамках единого экономического пространства.

Кодекс вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении странами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур. Предполагается, что документ начнет действовать не ранее января 2018 года, поскольку странам-участницам предстоит кропотливая работа по снятию препятствий и ограничений на пути развития единого союзного рынка. Беларуси предстоит привести введенную ею процедуру санитарно-гигиенической экспертизы в соответствие с правилами, предусмотренными Договором о ЕАЭС. Казахстану необходимо будет ликвидировать существующие преференциальные условия участия в государственных закупках для национальных поставщиков. Всем участникам Союза предстоит установить единые правила взимания обеспечительного платежа при реализации алкогольной продукции.

Проект Кодекса был подготовлен еще в конце 2014 года, но окончательное согласование он получил только в ноябре 2016-го на заседании Межправительственного совета ЕАЭС. Согласование документа оказалось трудным и длительным: странами-участницами было представлено около 600 поправок, на обсуждение которых ушло более года.

Среди значимых новелл Кодекса можно отметить следующие.

Значительная часть полномочий по таможенному регулированию закрепляется на союзном уровне

К наднациональному регулированию будут отнесены такие процедуры, как неполное таможенное декларирование, периодическое таможенное декларирование, особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном, разобранном, некомплектном либо незавершенном виде, специальная таможенная процедура. В соответствии с действующим кодексом процедурное таможенное регулирование осуществляется на национальном уровне.

Таможенные процедуры будут существенно упрощены и переведены в электронный формат

Согласно новым правилам таможенная декларация будет предоставляться в электронном виде, в то время как таможенное декларирование товаров в письменной форме будет допускаться только в ряде случаев (при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования или пересылаемых в международных почтовых отправлениях и т. д.) В регистрации декларации может быть отказано, если не соблюдена форма, установленная для подачи декларации (пункты 3 и 4 статьи 104 Кодекса). Установление обязательной электронной формы для подачи таможенной декларации способствует ускорению процедуры таможенного оформления и позволит хранить все документы, связанные с поставками, на едином таможенном сервере.

Предоставлять подтверждающие документы не потребуется

Документы, которые требуются для подтверждения заявленных в декларации сведений в соответствии с правилами действующего кодекса, не нужно будет предоставлять. Таким образом, требуемые для подтверждения таможенной стоимости, указанной в таможенной декларации, инвойс, счет-фактура, договор, транспортировочные документы, прайс-лист изготовителя, согласно новым правилам Кодекса, не потребуются. Должностные лица таможенных органов будут вправе потребовать предоставления подтверждающих документов только в том случае, если сработала система управления рисками (пункт 7 статьи 109 Кодекса).

Повышается статус уполномоченного экономического оператора

Уполномоченные экономические операторы смогут воспользоваться упрощенными таможенными процедурами (отсутствие необходимости предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, совершение таможенных операций в первоочередном порядке и т. д.). Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты, а таможенные органы смогут сконцентрироваться на тех направлениях, где есть реальная опасность (статья 437 Кодекса). Новый Кодекс, в отличие от действующего, предусматривает, что уполномоченным экономическим оператором может быть только юридическое лицо государства – члена ЕАЭС, признанное таковым таможенным органом этого государства.

Изменяются верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли зарубежными товарами, оставляемыми почтовыми службами

В первые два года действия Кодекса ценовой предел покупки, совершаемой физическими лицами, составит 500 евро, сверх которых покупателю придется заплатить пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за каждый килограмм. Через два года после вступления в силу нового Кодекса беспошлинно можно будет потратить в зарубежных интернет-магазинах 200 евро, сверх которых будет взиматься 15%, но менее 2 евро за килограмм [1]. В настоящее время, если стоимость посылки менее 1000 евро и ее вес не превышает 31 килограмм, покупатель освобождается от уплаты таможенных платежей. Таким образом, покупки в интернет-магазинах за рубежом могут стать невыгодными для потребителей.

Устанавливается иной порядок предварительного таможенного декларирования

Новый Кодекс предусматривает возможность подачи декларации не только до ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, но и непосредственно до доставки товаров в место, указанное таможенным органом. Действующим кодексом предусмотрена возможность подачи таможенной декларации только до ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Участникам торгового оборота предоставляется возможность декларировать товары после их фактического поступления в место, где декларант сможет убедиться в надлежащем состоянии товара. Кодексом также вводится необходимость уведомления таможенного органа о размещении товаров в зоне таможенного контроля, соответствующей указанной в таможенной декларации. Кодекс предусматривает дополнительные основания для отказа в выпуске товаров, в отношении которых применялось предварительное таможенное декларирование: такими основаниями являются изменение законодательства или вступление в силу союзных актов, изменяющих прежнее регулирование, а также принятие мер, направленных на защиту внутреннего рынка (статья 114 Кодекса).

Устанавливаются сокращенные сроки регистрации (отказа в регистрации) декларации и уточнения оснований для отказа в регистрации

Регистрация (отказ в регистрации) должна быть осуществлена не позднее 1 часа рабочего времени с момента подачи декларации. В случае отказа в регистрации уполномоченный таможенный орган обязан будет мотивировать принятое решение об отказе в регистрации и предложить рекомендации по устранению нарушений, которые стали основанием для отказа (статья 111 Кодекса). Новые сроки регистрации таможенных деклараций будут способствовать ускорению торгового оборота, в то время как документооборот и таможенные процедуры станут более понятными для участников торговли благодаря указаниям таможенных органов.

Автоматический выпуск товаров

Выпуск товаров таможенным органом будет ограничен 4 часами с момента регистрации таможенной декларации, и только при определенных обстоятельствах срок выпуска может быть продлен (статьи 118 и 119 Кодекса). Автоматический выпуск товаров является одним из направлений ускорения совершения таможенных операций: решение о выпуске принимается компьютером в более сжатые сроки. Автоматический выпуск товаров до 2016 года использовался экспериментально, с 2018 года такой выпуск будет применяться повсеместно.

Возможность отсрочки уплаты таможенных платежей и налогов при таможенном оформлении товаров и отложенное определение таможенной стоимости товаров 

Кодекс предоставляет возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц (при уплате начисленных процентов), в исключительных случаях (форс-мажор, поставка в рамках международного договора, поддержка сельскохозяйственной деятельности) будет существовать возможность воспользоваться отсрочкой до 6 месяцев без уплаты процентов.
В отличие от действующего Таможенного кодекса, положения Кодекса позволят учитывать цену сделки соответствующей операции, а не стоимость аналогичных поставок участников торгового оборота (статьи 57–60 Кодекса, пункт 16 статьи 28 Кодекса).

Нововведения Кодекса, направленные на упрощение и ускорение таможенных процедур и операций, являются результатом долгого и трудоемкого процесса поиска странами – участницами ЕАЭС компромисса между национальными интересами и развитием союзной интеграции. Помимо того что разработка и принятие Кодекса являются выверенным шагом по системной кодификации таможенного законодательства, некоторые положения нового документа представляют собой существенные льготы для бизнеса. Несмотря на то что вводимые изменения позволяют надеяться на рост объемов торговли, развитие экономик государств – членов ЕАЭС и углубление союзного взаимодействия, длительность, сложность согласования документа и отказ от включения некоторых принципиальных положений (например, принципа резидентства) [2] иллюстрируют существующие проблемы и недопонимание во взаимоотношениях государств ЕАЭС.

Насколько эффективным и успешным окажется регулирование таможенных вопросов на уровне ЕАЭС? На этот вопрос сможет ответить только время.


[1] Интервью министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Мукая Кадыркулова ИА России ТАСС: [Электронный ресурс]. – 2017. – №. 6. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/22-12-2016-6.aspx (дата обращения: 29.04.2017).

[2] Проект Кодекса содержал положения о том, что резидент государства ЕАЭС сможет осуществлять таможенный выпуск товаров в любом государстве ЕАЭС. Приведение в исполнение данного положения потребовало бы унификации и иных отраслей права –банковского, налогового и валютного.