EN
EN

Депозитариум № 5, 2016

СтатьяКонтакты для прессы: pr@lp.ru

6 декабря 2016 г. вступило в силу Указание Банка России от 28.10.2016 № 4171-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 11.08.2014 № 428-П „О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных
ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг“» (далее — Указание, Стандарты эмиссии ценных бумаг).

Указание формирует новую редакцию Стандартов эмиссии ценных бумаг.

Особенности эмиссии акций

Стандарты эмиссии ценных бумаг приведены в соответствие с Законом «Об акционерных обществах» в части приобретения АО публичного статуса. Непубличное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации указанных изменений в его уставе и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Урегулирован порядок эмиссии акций при обретении публичного статуса.

В Стандарты эмиссии ценных бумаг введена гл. 63.1, регламентирующая особенности регистрации проспекта акций при приобретении акционерным обществом (АО) публичного статуса. Также
Указанием включены положения из Федерального закона «Об акционерных обществах» о возможности регистрации проспекта акций при приобретении обществом публичного статуса одновременно с государственной регистрацией их выпуска (дополнительного выпуска).

Ключевые положения:

 установлен список документов, предоставляемых для регистрации проспекта акций при приобретении АО публичного статуса;

 оговорено, что документы для регистрации проспекта акций при приобретении АО публичного статуса представляются в регистрирующий орган до внесения в ЕГРЮЛ сведений о публичном статусе АО;

 указано, что решение о регистрации проспекта акций, а также решение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций принимаются до внесения в ЕГРЮЛ сведений о публичном статусе АО и вступают в силу со дня внесения в ЕГРЮЛ таких сведений;

 установлены дополнительные основания для отказа в регистрации проспекта ценных бумаг: несоответствие размера уставного капитала и размещенных акций АО, положений его устава, а также состава и структуры органов АО требованиям, установленным законодательством для публичного АО; отсутствие заключенного АО договора с организатором торговли о листинге акций АО.

Таким образом, стандарты эмиссии ценных бумаг приведены в соответствие с Законом «Об акционерных обществах» в части приобретения АО публичного статуса. Непубличное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации указанных изменений в его уставе и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. 

Дополнено основание для досрочной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций в силу положений корпоративного договора.

Теперь в случае, если при закрытой подписке все акционеры эмитента отказались от приобретения всех или части акций в соответствии с акционерным соглашением, регистрирующий орган
вправе зарегистрировать отчет об итогах выпуска акций.

В этом случае, помимо документов, предусмотренных п. 8.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия акционерного соглашения.
Документ должен содержать информацию о том, что стороны акционерного соглашения отказываются от приобретения всех или части акций, а также сведения, позволяющие идентифицировать такие акции этого выпуска.

Напомним:

 акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон воздерживаться (отказываться) от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств;

 в случае отказа кого-либо из акционеров от приобретения причитающихся ему ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки среди всех акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, такие ценные бумаги остаются неразмещенными (если иное не предусмотрено решением об их размещении);

 доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг указывается в отчете (или уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска);

 количество ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) уменьшается на число неразмещенных ценных бумаг на основании данных отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

Особенности эмиссии облигаций

Установлена возможность индексации номинальной стоимости облигаций.

Теперь в решение о размещении облигаций (за исключением облигаций кредитной организации) можно включить порядок индексации номинальной стоимости каждой облигации. При этом ин-
дексированная номинальная стоимость каждой облигации не может быть меньше ее номинальной стоимости на дату начала размещения.

Порядок индексации определяется в соответствии с п. 20.21 Стандартов эмиссии ценных бумаг. Порядок должен предусматривать: периодичность индексации и срок (или порядок определения сро-
ка) индексации; схему индексации; порядок раскрытия (предоставления) информации об индексации.

Схема индексации номинальной стоимости каждой облигации устанавливается в виде формулы с переменными (курс определенной иностранной валюты, темп роста инфляции, темп роста опреде-
ленного индекса и другие переменные), значения которых не могут изменяться по усмотрению эмитента.

Аналогичные положения для биржевых облигаций ранее были включены в Правила листинга ММВБ, вступившие в силу 7 июня 2016 г.

Оговорена роль представителя владельцев облигаций. Установлен запрет на размещение облигаций с обеспечением (за исключением облигаций, обеспеченных государственной или муниципальной
гарантией), которые размещаются путем открытой или закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, превышает 500, до внесения сведений о представителе владельцев облигаций в решение о выпуске (дополнительном выпуске) таких облигаций.

Установлена возможность осуществления эмиссии ипотечных облигаций в рамках программы облигаций.

Определена возможность выпуска жилищных облигаций с ипотечным покрытием в рамках программы облигаций.

В Стандарты эмиссии ценных бумаг введена гл. 26.12, регулирующая особенности эмиссии жилищных облигаций с ипотечным покрытием, размещаемых в рамках программы жилищных облигаций.

Ключевые положения:

 исполнение по таким облигациям разных выпусков, размещаемых в рамках одной программы ипотечных облигаций, может быть обеспечено залогом одного ипотечного покрытия или разных ипотечных покрытий (если это предусмотрено программой таких облигаций);

 установлен список документов, предоставляемых для государственной регистрации программы ипотечных облигаций;

 установлен список документов, предоставляемых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ипотечных облигаций;

 реестр ипотечного покрытия ипотечных облигаций прилагается к условиям выпуска этих облигаций в рамках программы таких облигаций и является его неотъемлемой частью;

 условия выпуска ипотечных облигаций в рамках программы облигаций должны быть подписаны специализированным депозитарием, который ведет реестр ипотечного покрытия таких облигаций.

Исключены положения о действиях при дефолте по облигациям.

Эмитент теперь не обязан указывать в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг положения о возможных действиях владельцев об-лигаций в случае неисполнения эмитентом обязательств по облигациям или просрочке исполнения соответствующих обязательств по его вине (дефолт).

При наступлении указанных обстоятельств будут напрямую применяться нормы Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Права владельцев, порядок предъявления требований в случае неисполнения эмитентом своих обязательств по-прежнему указываются для облигаций с обеспечением.

Иные изменения

Среди других изменений следует выделить следующие положения:

 документ об уплате государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, должен содержать отметку банка об исполнении платежа по уплате государственной пошлины;

 если копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества не содержат сведений о подтверждении принятия решения, составе общего собрания в соответствии с Гражданским кодексом РФ, то дополнительно должен предоставляться документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка. 

С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части
налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).

Уведомление о КИК

До 20 марта 2017 г. резиденты РФ обязаны подать первое уведомление в налоговые органы о своих
иностранных компаниях (иностранных структурах без образования юридического лица), в которых они являются контролирующими лицами (уведомление о КИК).

Доля участия в КИК в течение 2015 г. будет определяться по состоянию на 31 декабря 2016 г. При непредставлении уведомления о КИК будет взиматься штраф — 100 тыс. руб. в отношении каждой КИК.

Налоговая декларация

Если КИК заработана прибыль, которая не была выплачена акционерам в виде дивидендов, то начиная с 2015 г. данная прибыль подлежит налогообложению в РФ как доход контролирующего лица.
С 2017 г. контролирующее лицо обязано задекларировать данную прибыль, представив в налоговые органы РФ соответствующую налоговую декларацию по налогу на прибыль/НДФЛ, а также уплатить налог в бюджет РФ.

Для целей налогообложения должна быть подготовлена и переведена на русский язык финансовая отчетность КИК и аудиторское заключение, соответствующие определенным требованиям. Кроме
того, необходимо заранее проанализировать применимость имеющихся освобождений прибыли контролируемых иностранных компаний от налогообложения.

Если налогоплательщик — резидент РФ владеет долей участия более 10% в иностранной организации, где доля всех налоговых резидентов РФ составляет более 50%, допускается, что он может не знать о том, что он контролирующее лицо КИК.

В случае если такое лицо получает требование налогового органа и представляет уведомление о КИК в указанный в нем срок (кроме того, лицо может предоставить пояснения и доказательства,
подтверждающие, что оно добросовестно не знало о своем контролирующем статусе в соответствующем году), то оно освобождается от ответственности как за несвоевременное представление уведомления о КИК, так и за неуплату налога.

Обязанность хранить информацию о конечных бенефициарах компании

С 21 декабря 2016 г. российские организации обязаны: располагать информацией о своих бенефициарных владельцах, документально фиксировать ее, а также предоставлять по запросам федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной налоговой службы.
Кроме того, юридические лица обязаны регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах, а также хранить эти данные не менее 5 лет с момента их получения.

Подобные тенденции существуют и во многих других странах. Например, в Англии с 6 апреля 2016 г.
компании, не осуществляющие раскрытие информации, обязаны вести реестр лиц, имеющих «существенный контроль» над этими компаниями, а с 30 июня 2016 г. такая информация должна предоставляться регулятору вместе с годовой отчетностью.