Изменения в правилах заключения специальных инвестиционных контрактов
18 июня 2018 года полностью вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1564, которым в целях совершенствования механизма специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) были внесены изменения в Правила заключения СПИК (далее – Правила) и типовую форму СПИК для отдельных отраслей промышленности (далее – Типовая форма)[1].
Многие аспекты правового режима СПИК подверглись существенной корректировке, в частности, по следующим направлениям:
ВОЗМОЖНЫЕ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПИК
В результате внесенных изменений в Типовой форме больше не содержится исчерпывающего перечня отраслей промышленности, в рамках которых возможно заключение СПИК. Следовательно, в будущем можно ожидать расширение сферы применения механизма СПИК.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ УЧАСТНИКОВ СПИК
Теперь инвестор в целях реализации инвестиционного проекта может привлечь не только производителей промышленной продукции (промышленные предприятия), но и лиц, например, выполняющих функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции или финансового центра. При этом перечень форм участия привлеченных лиц в реализации инвестиционного проекта является открытым[2].
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНВЕСТОРУ И ПРИВЛЕЧЕННЫМ ЛИЦАМ
В Правилах приведен перечень требований к лицам, претендующим на получение статуса инвестора или привлеченного лица[3]. Одним из существенных дополнений является то, что инвестор и привлеченные лица должны на день принятия решения о заключении СПИК соответствовать требованию об отсутствии связи с офшорными зонами (учитываются как регистрация в указанной зоне, так и нахождение под контролем юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах)[4].
СТРУКТУРА ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РАСХОДОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Теперь в состав планируемого объема инвестиций включаются расходы, в частности, по следующим направлениям[5]:
ПОНЯТИЕ ПРОЕКТНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ
Введено понятие проектной операционной прибыли, под которой понимается совокупная прибыль инвестора, привлеченных лиц, а также лиц, имеющих право на получение более 20% чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) и/или предоставлявших более 20% финансирования проекта (кроме финансовых организаций, институтов развития)[6]. При этом срок выхода проекта на проектную операционную прибыль учитывается при определении срока действия СПИК, но в пределах 10 лет[7]. Порядок расчета проектной операционной прибыли приведен в Правилах[8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИК В ОТНОШЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Теперь в Правилах прямо указано, что СПИК может быть заключен в отношении[9]:
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПИК
В новой редакции Правил расширен перечень документов, прилагаемых к заявлению о заключении СПИК. Теперь инвестор должен представить в уполномоченный орган в числе прочего бизнес-план и финансовую модель инвестиционного проекта; план-график реализации инвестиционного проекта; график привлечения средств для финансирования инвестиционного проекта, а также ряд иных документов[10].
Также появилось новое основание для принятия решения о невозможности заключения СПИК. Оно касается случая, когда объем инвестиций, запланированных в соответствии со СПИК, меньше совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ, образующихся в связи с осуществлением мер стимулирования, предусмотренных СПИК[11].
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ СПИК
Теперь, исходя из формулировки Типовой формы, допустимым является отклонение от показателей СПИК, составляющее не более 20% по итогам каждого календарного года. Превышение этого уровня является основанием для изменения или расторжения СПИК по требованию публичной стороны[12].
УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕСТОРА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СПИК
Согласно Типовой форме инвестор вправе требовать внесения соответствующих изменений в СПИК, если будут приняты федеральные и/или региональные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, улучшающие положение инвестора (привлеченных лиц) или предусматривающие предоставление дополнительных мер стимулирования деятельности в сфере промышленности[13].
Рассмотренные выше изменения основаны на существующем опыте реализации СПИК, направлены на совершенствование данного механизма и расширение сферы его применения в различных отраслях промышленности.
[1] Правила и Типовая форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708.
[2] Пункт 8 Правил.
[3] Пункты 6 и 8 Правил.
[4] Подпункты «б» и «в» пункта 6 Правил.
[5] Подпункты «д» и «е» пункта 21 Правил.
[6] Пункт 11 Правил.
[7] Пункт 9 Правил.
[8] Пункт 11 Правил.
[9] Пункт 5 Правил.
[10] Пункт 13 Правил.
[11] Подпункт «в» пункта 33 Правил.
[12] Подпункт «а» пункта 3 статьи 10 Типовой формы.
[13] Пункт 3 статьи 11 Типовой формы.