EN
EN

Развитие российского законодательства о криптовалютах и ICO

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

22 мая 2018 года Государственная Дума в первом чтении приняла три законопроекта, закладывающие правовые основы оборота криптовалют, токенов и привлечения финансирования через initial coin offering (ICO). Ниже представлен краткий обзор ключевых нововведений, предлагаемых законопроектами.

 

Проект изменений в Гражданский кодекс РФ[1]

Предусматривает закрепление в ГК РФ новых объектов гражданских прав:

цифровые права – имущественные права в электронной форме, удостоверяющие права на иные объекты гражданских прав;
цифровые деньги – совокупность электронных данных, которые используются пользователями информационной системы в качестве средства платежа в случаях, предусмотренных законом.

Переход цифровых прав и цифровых денег, а также установление обременений предлагается осуществлять через внесение соответствующих записей в информационную систему.

 

Проект «О цифровых финансовых активах»[2]

Устанавливает принципы совершения сделок с цифровыми финансовыми активами (ЦФА) – криптовалютами и токенами:

ЦФА могут обмениваться только на фиатные деньги и через специального оператора обмена ЦФА;
перечень допустимых сделок, порядок и условия их совершения будут определяться Банком России;
сделки с ЦФА могут совершаться в форме смарт-контракта – договора в электронной форме с автоматическим исполнением обязательств в системе блокчейн.

Проект также предусматривает возможность признания деятельности по созданию криптовалюты (майнинга) предпринимательской в случае превышения лимитов потребления электроэнергии, которые будут установлены Правительством.

 

Проект «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»[3]

Определяет порядок привлечения финансирования, в том числе путем размещения токенов, удостоверяющих имущественные права инвесторов:

российские организации и ИП смогут привлекать инвестиции от широкого круга лиц при условии раскрытия определенной информации;
договоры о привлечении инвестиций должны заключаться в рамках специальной информационной системы – инвестиционной платформы;
лимиты инвестиций гражданина в один инвестиционный проект и привлекаемых инвестиций в год будут установлены Банком России.

 

Вывод

Необходимость разработки специального регулирования криптовалют и ICO назрела в связи с развитием рынка в этой сфере. К сожалению, законопроекты не в полной мере учитывают существующее регулирование, не предусматривают внесение соответствующих изменений в законодательство о рынке ценных бумаг, о налогах и сборах, о бухгалтерском учете и т. п.

Введение цифровых активов в правовое поле позволит устранить неопределенность в практике и обеспечить защиту прав участников оборота. Надеемся, что указанные проекты будут доработаны как с точки зрения соответствия действующему законодательству, так и с позиций соотношения между собой.

 


[1] Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)»

[2] Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»

[3] Законопроект № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»

 

 

 

Участники

Материалы

Скачать pdf