EN
EN

Обзор предполагаемых изменений в деофшоризационное законодательство

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Минфин России разработал и разместил на сайте regulation.gov.ru проект изменений в деофшоризационные правила. В частности, законопроект предполагает внесение следующих изменений:

Освобождение по критерию эффективной ставки налогообложения КИК. Для целей применения освобождения прибыли КИК по критерию эффективной ставки налогообложения предусматриваются отдельные правила определения суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, в том случае если КИК входит в иностранную консолидированную группу налогоплательщиков либо по личному закону определяет налоговую базу совместно с иными лицами.

Косвенный контроль над КИК через российское лицо. Предлагается предоставить российскому контролирующему лицу, косвенно осуществляющему свое участие в КИК через российскую организацию, право не подавать документы для подтверждения условий применения освобождения прибыли КИК от налогообложения при указании в уведомлении о КИК сведений о российской компании, которая представила такие документы.

Распоряжение ценными бумагами, полученными в порядке ликвидационной льготы. Вводятся положения, которые предусматривают возможность учета расходов при различных способах распоряжения физическим лицом имуществом / имущественными правами, полученными при ликвидации иностранной компании с использованием ликвидационной льготы:

в случае оплаты имуществом / имущественными правами приобретаемых ценных бумаг (у эмитента или у третьих лиц);

при оплате имуществом / имущественными правами долей в ООО;

в случае реализации ценных бумаг / производных финансовых инструментов, полученных от дарителя (наследодателя), получившего их в порядке ликвидации;

в случае внесения полученных имущества / имущественных прав в иностранную структуру без образования юридического лица;

в случае получения доходов в виде денежных средств (иного имущества) при осуществлении имущественных прав, полученных от ликвидированной компании;

в случае получения доходов от продажи имущества, полученного при осуществлении имущественных прав, ранее полученных от ликвидированной иностранной компании.

Расходы принимаются в размере стоимости имущества / имущественных прав по данным учета ликвидированной иностранной компании, но не выше рыночной стоимости на дату получения имущества от такой компании.

Освобождение от НДФЛ и налога на прибыль доходов, полученных от КИК. Текущая редакция пункта 66 статьи 217 и подпункта 53 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения дивидендов, полученных от КИК, если доход в виде прибыли КИК, за счет которой выплачиваются дивиденды, был ранее обложен на уровне контролирующего лица по правилам КИК. Законопроект предлагает распространить освобождение от налогообложения на любую форму распределяемого КИК дохода (а не только на дивиденды).

Расчет прибыли КИК при реализации ценных бумаг. При реализации КИК долей, паев, ценных бумаг, производных финансовых инструментов прибыль (убыток) по каждой такой операции определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов, в следующем порядке:

доходы от реализации определяются исходя из фактической цены реализации актива;

расходы определяются либо исходя из цены приобретения активов (если они приобретены в финансовом году, начинающемся в 2015 году, или в последующих периодах), либо исходя из стоимости активов по данным учета КИК на первое число финансового года, начавшегося в 2015 году (если они приобретены в более ранних периодах).

Перенос убытка КИК, полученного до 2015 года. Законопроект предусматривает, что для целей переноса убытка, полученного до 2015 года, такой убыток определяется как сумма прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за три финансовых года, непосредственно предшествующих финансовому году, начинающемуся в 2015 году.

Для расчета убытка не используются корректировки, предусмотренные пунктами 3 и 3.1 статьи 309.1 НК РФ. При этом если в отношении принадлежащих КИК финансовых активов переоценка по справедливой стоимости не признавалась ни в одном из трех предшествующих финансовых лет, предлагается скорректировать убыток КИК на накопленную переоценку.

Налогоплательщик сможет выбрать, как вышеуказанный порядок определения суммы убытка, так и порядок, который действует в текущей редакции НК РФ (пункт 8 статьи 309.1 НК РФ).

Корпоративное налоговое резидентство. Уточнен и расширен перечень функций, осуществление которых на территории РФ само по себе не признается управлением иностранной организацией с территории РФ. В том числе к таким действиям будет относиться осуществление взаимозависимыми по отношению к иностранной организации российской организацией или физическим лицом (налоговым резидентом РФ) таких функций, как подготовка и организация привлечения финансирования и управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками.

Трансфертное ценообразование. Из сферы контроля по правилам трансфертного ценообразования исключается проверка полноты исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, исчисляемого в отношении прибыли КИК.

Большинство изменений, вносимых законопроектом, предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 2016 года.

Законопроект будет находиться на стадии публичного обсуждения до 29 сентября 2017 года.