EN
EN

Совершенствование механизмов заключения государственных контрактов в социальной сфере операторами КС и СГЧП: законопроект рассматривается во втором чтении в Государственной Думе РФ. Алерт Михаила Корнева и Елены Симоновой

ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Наши эксперты Михаил Корнев, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП, советник, и Елена Симонова, юрист Практики проектного финансирования и ГЧП, проанализировали законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

22 мая 2024 года на рассмотрение во втором чтении направлен Законопроект № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»[1] (далее – Законопроект).

Законопроект уточняет понятие государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере. Новое определение конкретизирует, что такие услуги могут оказывать государственные (муниципальные) учреждения, юридические лица в установленных законом случаях, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Действующим законодательством установлено, что соглашение об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере заключается по общему правилу через конкурс. При этом стороне КС (СГЧП) могут предоставляться преимущества при участии в конкурсе на право заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере[2]. Законопроект предусматривает, что соглашение может быть заключено не только с самим концессионером (частным партнером), но и с оператором по КС (СГЧП), а возможность предоставления преимуществ распространяется Законопроектом и на самих операторов.

При этом требуется, чтобы в отношении операторов были обеспечены следующие условия:

установлена субсидиарная ответственность оператора по обязательствам, связанным с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения;
предусмотрена солидарная ответственность за причинение ущерба потребителю услуг оператором и концессионером (частным партнером).

Поскольку оператор не является стороной КС (СГЧП), то такие условия могут быть включены, например, в предусмотренные КС (СГЧП) требования к контрактам, на основании которых концессионер (частный партнер) вправе привлекать оператора.

Законопроект также предусматривает возможность заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере с использованием объектов в рамках КС (СГЧП) на срок, соответствующий сроку действия соглашения.

Вместе с тем, не решается вопрос о действиях сторон соглашения в случае, если КС и СГЧП досрочно прекращено или если требуется замена оператора. Так как стороной соглашения об оказании услуг может являться оператор, то в указанных случаях исполнение контракта оператором будет фактически невозможно.   

Для рынка СГЧП и КС всегда остро стоит вопрос с обеспечением сбыта услуг или производимой продукции. Конечной целью является гарантия возвратности инвестиций, которая сейчас обеспечивается преимущественно за счет платы концедента. Операторские концессии распространены на рынке, но гарантии сбыта или обеспечения минимальной доходности для оператора с правовой точки зрения еще более сложно обеспечить. Законопроект, таким образом, идет по иному пути: вместо принятия прямых бюджетных обязательств перед концессионером (частным партнером) частично обеспечивается спрос на услуги. Такой механизм, вероятно, не может гарантированно обеспечить возвратность инвестиций за счет оказания услуг, но при грамотном использовании при структурировании платежного механизма точно поможет уменьшить объем прямых бюджетных обязательств.


[1]        https://sozd.duma.gov.ru/bill/595096-8  

[2]        Пункт 6 части 10 статьи 9 Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Участники

Михаил Корнев Руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП, советник
Елена Симонова Юрист Практики проектного финансирования и ГЧП