EN
EN

Как бизнесу защититься от недобросовестных арендодателей. Кейс и юридические советы Кирилла Кокрина

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Международная IT-компания, которая покидала российский рынок и освобождала офисные помещения, столкнулась с претензиями арендодателя на сумму более 100 миллионов рублей относительно возмещения возможного ущерба внутренней отделке офисов.

Арендодатель произвёл оценку ущерба с привлечением сторонних организаций и выставил доверителю счёт на сумму, значительно превышающую реальную стоимость ремонта. В смете были указаны работы по полной замене напольных покрытий, оконных проёмов, монтажу новых потолков и покраске большинства стен офисных помещений. Таким образом, собственник помещений фактически планировал провести капитальный ремонт за счёт доверителя.

Арендатор отказался возмещать такие расходы на капитальный ремонт помещений и обратился к нам в Бюро за защитой своих интересов в суде. Спор был непростым и продолжался более года. В процессе пришлось столкнуться с недобросовестными действиями арендодателя, связанными с фальсификацией доказательств. Благодаря активной позиции адвокатов Бюро и грамотной стратегии защиты, судом была назначена выездная судебная строительно-техническая экспертиза на основе формулировок вопросов, предложенных адвокатами Бюро в интересах арендатора. Это кардинально изменило ход дела и позволило достичь мирового соглашения на выгодных для доверителя условиях.

Рекомендации арендаторам, чтобы избежать претензий и судебных исков от арендодателя

Если вы планируете арендовать помещение или, наоборот, покидаете арендованное помещение, следующие рекомендации помогут вам избежать судебных разбирательств и сэкономить средства:

В акте приёма-передачи помещения подробно опишите все имеющиеся повреждения внутренней отделки, чтобы зафиксировать текущее состояние помещения.
Избегайте формального указания в акте приёма-передачи помещения о его состоянии, например, «помещение пригодно для использования в качестве офиса», если есть видимые повреждения, которые могут быть предъявлены вам к возмещению.
Для удобства фиксации повреждений (при приёме помещения и особенно при его возврате) используйте фотофиксацию, которую можно оформить в виде приложения к акту.
Если у вас есть разногласия с арендодателем относительно объёма повреждений или их классификации как нормального износа, не спешите подписывать акт и проведите независимую оценку или оформите протокол разногласий с вашей интерпретацией недостатков и их классификации.
В акте возврата помещения не передавайте арендодателю оценку стоимости устранения недостатков, так как это создаёт возможности для злоупотреблений.
Помните, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа, поэтому отказывайтесь от компенсации по устранению недостатков, которые могут быть отнесены к категории нормального износа (например, потёртости стен и пола, облупившаяся краска или выцветший цвет стен и прочее).

Участники

Кирилл Кокрин Старший юрист Практики разрешения споров и банкротства