EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Новое регулирование иностранных инвестиций в КНР.

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

1 января 2020 года вступил в силу закон об иностранных инвестициях, устанавливающий новые гарантии защиты иностранных инвестиций в Китае (далее – Закон КНР)[1].

Закон КНР принят в целях дальнейшего расширения политики открытости, стимулирования иностранных инвестиций, защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов, унификации правового регулирования иностранных инвестиций, совершенствования социалистической рыночной экономики Китая[2].

Новые правила регулируют деятельность иностранных инвесторов - физических и юридических лиц, владеющих 100% долей участия, а также всех типов совместных предприятий с иностранным капиталом[3].

Ключевые положения Закона КНР, рассматриваемые в настоящем обзоре, содержатся в аналогичном российском законе, закрепляющем правовой режим деятельности иностранных инвесторов и основные гарантии их прав на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль (далее – Закон РФ)[4].

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА:

Основные понятия. В Законе КНР определены термины «иностранные инвестиции», «иностранные инвесторы», «предприятия с иностранными инвестициями», а также разграничены «прямые инвестиции» и «косвенные инвестиции»[5].
Равные условия. Законом КНР закреплены равные условия для иностранных и китайских инвесторов в отношении процедуры подачи заявок на получение лицензий[6], участия в государственных закупках[7], а также участия в работе по разработке государственных стандартов[8]. Так и в России правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам[9].
Закрытый перечень ограничений. Законом КНР установлено, что перечень ограничений в отношении иностранных инвесторов является закрытым: государство предоставляет национальный режим инвестициям в отрасли, не включенные в «негативный список»[10]. «Негативный список» - это исчерпывающий перечень специальных мер регулирования допуска на китайский рынок, применяемых к иностранным инвесторам в определенных отраслях. Российское законодательство не предусматривает закрытый перечень изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов, однако допускает возможность их введения только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[11].
Охрана интеллектуальной собственности и коммерческой тайны. В Законе КНР закреплены положения, усиливающие охрану интеллектуальной собственности иностранных инвесторов и конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну иностранных инвесторов, а также ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности и разглашение информации в нарушение требований конфиденциальности[12]. Законом КНР установлено, что технологическое сотрудничество в рамках инвестиционной деятельности осуществляется исключительно на добровольных началах, а также закреплен прямой запрет использования административных средств для принуждения иностранных инвесторов к передаче технологий[13]. Российское законодательство предоставляет иностранному инвестору на территории РФ полную и безусловную защиту прав и интересов, которая обеспечивается Законом РФ, другими федеральными законами, нормативно-правовыми актами, международными договорами, в том числе охрану интеллектуальной собственности и коммерческой тайны[14].
Иные положения. Формализована процедура проверки национальной безопасности иностранных инвестиций, а также процедура конфискации и реквизиции иностранных инвестиций, осуществляемая в исключительных случаях в общественных интересах[15]. Усилены требования к опубликованию законов и подзаконных актов и их разъяснению иностранным инвесторам[16].

Новые правила, призванные создать равные условия ведения бизнеса для зарубежных и китайских инвесторов и сделать их более прозрачными, позволят зарубежным компаниям конкурировать с китайскими компаниями и повысить инвестиционную привлекательность Китая для зарубежных инвесторов. Вместе с тем, очевидно, что в Законе КНР заложены лишь основы регулирования иностранных инвестиций и многие его положения носят неопределенный характер.

По причине необходимости конкретизации Закона КНР были приняты положения о его реализации, разъясняющие механизмы защиты и поощрения иностранных инвестиций (далее – Регламент)[17]. В Регламенте среди прочего определено:

понятие «иные инвесторы» включает китайских физических лиц[18];
«негативный список» формируется департаментом инвестиционной политики Государственного совета КНР совместно с департаментом торговли и другими компетентными департаментами[19];
неопубликованные в надлежащем порядке нормативные акты, касающиеся иностранных инвестиций, не подлежат применению[20];
административным органам запрещено принуждать иностранных инвесторов к передаче технологий и коммерческой тайны как напрямую, так и косвенными методами[21] и др.

 

 


[1] Закон Китайской Народной Республики об иностранных инвестициях (утв. Распоряжением Президента КНР от 15.03.2019 № 26).

[2] Статья 1 Закона КНР.

[3] Статья 2 Закона КНР.

[4] Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

[5] Статья 2 Закона КНР. Аналогичные положения закреплены в ст. 2, 4 Закона РФ.

[6] Статья 30 Закона КНР.

[7] Статья 16 Закона КНР.

[8] Статья 15 Закона КНР.

[9] Статья 4 Закона РФ; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ст. 14 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[10] Статья 4 Закона КНР.

[11] Пункт 2 статьи 4 Закона РФ.

[12] Статьи 22, 23, 26, 39 Закона КНР.

[13] Абзац 2 ст. 22 Закона КНР.

[14] Пункт 1 ст. 5 Закона РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

[15] Статьи 20, 35 Закона КНР. Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Законе РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Постановлении Правительства РФ от 22.05.2006 № 302 «О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями».

[16] Статьи 11, 28 Закона КНР.

[17] Административный регламент реализации Закона Китайской Народной Республики об иностранных инвестициях (утв. Приказом Государственного совета КНР от 26.12.2019 № 723).

[18] Статья 3 Регламента.

[19] Статья 4 Регламента.

[20] Абзац 2 ст. 7, ст. 11 Регламента.

[21] Статьи 24, 25, 26 Регламента.

Участники