EN
EN

Отрасли

  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность
Практики и отрасли

Законопроект о защите инвестиций.

НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

10 декабря 2019 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» [1] (далее – Законопроект).

Законопроект направлен на создание благоприятных стабильных условий для инвестиционной деятельности, ее стимулирование и формирование предсказуемого правового регулирования системной поддержки инвестиционной деятельности в России.

В законопроекте закрепляются механизмы предоставления государственной поддержки инвестиционных проектов в формате двух инвестиционных режимов: общего и проектного.

Общий инвестиционный режим

Общий инвестиционный режим представляет собой общие правила инвестиционной деятельности, применяющиеся при реализации всех инвестиционных проектов независимо от того, заключается ли соглашение о защите и поощрении капиталовложений или нет.

Условия применения общего режима:

применяется в отношении инвестора и/или организации, реализующей проект[2];
применяется в отношении всех инвестиционных проектов независимо от сферы реализации;
отсутствуют требования к минимальному размеру инвестиций[3];
положения законов и подзаконных актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности, вступают в силу не ранее чем через три года после дня их официального опубликования[4]; положения, отменяющие или смягчающие действующие требования, могут иметь обратную силу[5];
допускается предоставление широкого спектра мер государственной поддержки (предоставление средств из бюджета, налоговые и таможенные льготы, предоставление государственных гарантий и поручительств, предоставление в аренду государственного имущества, прав в отношении объектов интеллектуальной собственности, формирование спроса посредством осуществления государственных закупок, предоставление государственного имущества в качестве взноса в капитал,  организационная, консультационная, информационная поддержка реализации проектов)[6].

Проектный инвестиционный режим

Проектный инвестиционный режим является специальным режимом, применяемым в отношении инвестиционных проектов, реализуемых на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – Соглашение)[7].

Особенности применения проектного режима:

применяется в отношении инвестиционных проектов, решение о реализации которых принято после 1 января 2019 года[8], реализуемых в одной из сфер российской экономики, за исключением игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (с некоторыми исключениями), добычи сырой нефти и природного газа (с некоторыми исключениями), оптовой и розничной торговли, финансовой, страховой деятельности, операций с недвижимым имуществом и ценными бумагами[9];
минимальный объем собственных инвестиций инвестора и/или организации, реализующей проект, составляет:
250 млн руб. для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта; минимальный общий бюджет - 1 млрд руб.;
1,5 млрд руб. для проектов в сфере цифровой экономики, сельского хозяйства, обрабатывающего производства; минимальный общий бюджет - 7 млрд руб.;
5 млрд руб. для проектов в иных сферах экономики; минимальный общий бюджет - 25 млрд руб.[10];
порядок заключения Соглашения зависит от стороны, являющейся инициатором инвестиционного проекта: заявительный порядок предусмотрен для частной проектной инициативы[11], конкурсный порядок – для публичной проектной инициативы[12];
публичная сторона Соглашения может быть представлена Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации либо только субъектом Российской Федерации[13]; частная сторона Соглашения может быть представлена организацией, реализующей проект[14], а также привлекаемыми ею третьими лицами[15];
Cоглашение заключается на срок до 6 лет, если объем собственных инвестиций не превышает 5 млрд руб., на срок до 15 лет – при объеме собственных инвестиций от 5 до 10 млрд руб., на срок до 20 лет – если объем собственных инвестиций составляет 10 млрд руб. и более; предельный срок заключения Соглашения - 1 января 2030 года[16];
Соглашение может быть однократно продлено на срок до 6 лет при условии, что организация, реализующая проект, приняла обязательство реинвестирования доходов в объеме не менее 1 млрд руб. в данный проект или иной проект на территории РФ[17];
в рамках проектного инвестиционного режима могут быть предоставлены меры государственной поддержки, предусмотренные для общего инвестиционного режима (с некоторыми исключениями)[18];
в случае нарушения условий Соглашения организация, реализующая проект, возмещает публично-правовому образованию расходы, возникшие в связи с предоставлением мер государственной поддержки[19]; публично-правовое образование – возмещает организации, реализующей проект, реальный ущерб (документально подтвержденные и фактически понесенные расходы)[20];
в Соглашении могут быть предусмотрены значения предельно допустимых отклонений от параметров реализации инвестиционного проекта в пределах 10 процентов; для проектов, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа и/или Арктической зоны РФ – 25 процентов[21];
существенными условиями Соглашения являются следующие условия:
описание инвестиционного проекта;
перечень актов (решений), устанавливающих особенности применения некоторых положений Законопроекта и налоговые условия для сторон Соглашения;
ответственность сторон Соглашения;
порядок предоставления информации о ходе реализации проекта;
срок действия Соглашения;
особенности порядка разрешения споров сторон Соглашения[22].

В отношении инвестора и/или организации, реализующей проект, может применяться либо общий инвестиционный режим, либо одновременно общий и проектный инвестиционные режимы[23].

Несмотря на то, что работа над Законопроектом продолжается, представители бизнеса уже дают ему положительную оценку. Принятие Законопроекта должно привести к стабилизации инвестиционной деятельности, однако на сегодняшний день неясно, как будет осуществляться администрирование столь большого количества инвестиционных проектов и как будут фактически реализовываться меры государственной поддержки, гарантированные участникам инвестиционной деятельности в рамках универсального инвестиционного режима.

 


[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/828237-7

[2] Пункт 3 ст. 5 Законопроекта. Законопроект в данной части содержит противоречие, т.к. в п. 1 ст. 6 Законопроекта указано, что общий режим применяется только в отношении организации, реализующей проект.

[3] Пункт 2 ст. 5 Законопроекта.

[4] Пункт 1 ст. 7 Законопроекта.

[5] Пункт 6 ст. 7 Законопроекта.

[6] Статья 10 Законопроекта.

[7] Подпункт 4 п. 1 ст. 14 Законопроекта.

[8] Подпункт 12 п. 1 ст. 2 Законопроекта.

[9] Подпункт 1 п. 1 ст. 14 Законопроекта.

[10] Подпункты 2-3 п. 1 ст. 14 Законопроекта.

[11] Статья 15 Законопроекта.

[12] Статья 16 Законопроекта.

[13] Абзац 1 п. 8 ст. 19 Законопроекта.

[14] Пункты 5-6 ст. 19 Законопроекта.

[15] Пункт 17 ст. 18 Законопроекта.

[16] Пункт 2 ст. 18 Законопроекта.

[17] Пункт 2 ст. 19 Законопроекта.

[18] Статья 23 Законопроекта.

[19] Пункт 1 ст. 20 Законопроекта.

[20] Пункт 5 ст. 20 Законопроекта.

[21] Подпункт 2 п. 13 ст. 18 Законопроекта.

[22] Пункт 13 ст. 18 Законопроекта.

[23] Пункт 3 ст. 5 Законопроекта.

Участники